Хедкраб (англ. Headcrab, дословный перевод головокраб) существо из мира серии компьютерных игр Half-Life. Хедкрабы — самые многочисленные создания-паразиты в играх вселенной Half-Life. Вырвавшись на свободу из мира «Зен» во время инцидента в Исследовательском центре Чёрная Меза, эти существа выжили и размножились на Земле. Существуют три разновидности хедкрабов, все обладают способностью паразитировать на людях, превращая их в послушных зомби.
Барни крайне не любит хедкрабов и обзывает их «Мозгососами» (англ. «Headhumpers»).
Также в Half-Life 2 и его эпизодах становится известно, что все хедкрабы (кроме ядовитых) съедобны: в некоторых местах игры можно увидеть, как паразитов готовят вортигонты. Также в Episode One от одной из участниц сопротивления можно услышать то что на вкус обычного краба вкус хедкраба не похож (но это не означает, что он невкусный).
Хедкрабы - довольно маленькие существа размером с тыкву, передвигающиеся на четырёх ногах и имеющие силу подпрыгнуть на расстояние до 3 метров в любом направлении. Низ живота почти полностью покрыт большим беззубым ртом со скрытым "жалом", используемым для кормления и фиксации на черепах жертв. Как видно в Half-Life, хедкрабы, по-видимому, обычно рождаются из гонарча, поэтому некоторые хедкрабы могут превращаться в гонарчей и никогда не использовать хозяина.
Хедкрабов изучали в Чёрной Мезе, в частности, в Продвинутой биологической лаборатории и Гамма-лабораториях.
Во время оккупации Земли Альянсом хедкрабы, видимо, не имеют внешних органов чуств, в том числе глаза и уши, в то время как 20 годами ранее у обыкновенного хедкраба было три глаза на каждой стороне тела. Также можно увидеть только обыкновенного хедкраба, роющегося в земле.
Существует несколько видов хедкрабов:
Обыкновенный хедкраб — первый хедкраб, введённый в Half-Life и увиденный в своей младенческой форме ближе к концу игры. Их хозяевами становятся обыкновенные зомби и в некоторых случаях гономы.
Гонарч — гораздо более крупный и зрелый вид хедкрабов, порождающий других хедкрабов. Не использует хозяев.
Быстрый хедкраб — введён в Half-Life 2. Гораздо более быстрый, чем обыкновенный хедкраб. Превращает своего хозяина в быстрого зомби.
Ядовитый хедкраб — токсичный хедкраб, наносящий большой вред хозяину. Также введены в Half-Life 2 и превращают своего хозяина в ядовитого зомби.
Хедкраб, по-видимому, может быть домашним, что показывает Ламарр, домашнее животное доктора Кляйнера, у которого удалили жало, и теперь оно "абсолютно безвредно". Таким образом удаление жала делает их неспособными выполнять свои обычные функции захвата людей, делая их безвредными и, видимо, менее агрессивными.
Похоже, что обычные и быстрые хедкрабы съедобны, по крайней мере вортигонтами. Первого можно увидеть готовящимся вортигонтами в Восточной Чёрной Мезе, в то время как последний готовится Всезнающим вортигонтом. Однако ядовитые хедкрабы не съедобны, если барнакл проглотит его, то вскоре умрёт. Так в разговоре двух людей в Сити-17 уже после начала восстания, можно услышать недоумение, почему их называют крабами ведь я их ел и они совсем не похожи на крабов. Это означает что люди способны не только есть но и переваривать хедкрабов.
Зомбификация
Хедкрабы являются паразитическим видом. Забравшись на голову жертвы и захватив её своим ртом, они пробивают череп, используя своё острое жало, и подключаются к нервной системе человека, используя неизвестные биологические процессы. Они держат своего хозяина живым в беспомощном состоянии в течение всего процесса. Как видно на Станции 6 этот процесс может занимать от нескольких секунд до нескольких минут.
Даже после зомбификации хозяин частично сохраняет сознание. Обыкновенный зомби сохраняет способность говорить, когда можно услышать крики о помощи. Кажется, что Зомбайны в состоянии говорить через вокодер (что, однако, оспаривается). Каждый вид хедкраба влияет на хозяина по-особому, создавая совершенно различных зомби как по виду, так и по поведению.
Поведение
Обычно хедкрабы подстерегают свою жертву в тёмных малозаметных уголках и вентиляционных шахтах (последнее более характерно для Half-Life 1). На открытой территории паразиты часто зарываются в землю, ожидая там приближение жертвы (это можно заметить в главе «Поверхностное напряжение» в секретной местности, где находится тентакл, и в Half-Life 2). Довольно часто хедкрабов можно встретить в группах от двух до пяти особей.
Существа издают весьма специфические звуки. Когда хедкраб не занят охотой, он обычно молчит или издаёт звуки, отдалённо похожие на воркование. При атаке хедкраб громко визжит и бросается на жертву.
В Half-Life 2 после телепортации из Нова Проспект от профессора Кляйнера, который ищет своего спрятавшегося ручного хедкраба, можно услышать фразу (если некоторое время не уходить из помещения): «Гордон, уходи, Ламарр боится твоей монтировки».
Также есть существа, похожие на хедкрабов - это фунгусы(грибы). Они состоят из шарообразного тела и 4-5 ножек. Фунгусы не опасны для Гордона, есть версия, что фунгусы - это выросшие хедкрабы, которые не становятся гонарчами, ядовитыми или быстрыми хедкрабами.
Личинка хедкраба
Естественным способом хедкрабы размножаются посредством матки, известной как гонарч. В главе «Логово Гонарча» можно встретить как саму «Большую Матку», так и новорождённых хедкрабов, порождаемых ею. Личинки хедкраба гораздо меньше взрослых особей, имеют прозрачное тельце и мешочек, схожий с мешком гонарча. Способность к зомбированию у личинки, вероятно, отсутствует. Личинка крайне слаба в атаке, и в одиночку не представляет существенной опасности. Но личинки очень быстро двигаются и их едва видно. Опасность могут представлять только в большом количестве.
Использование Альянсом
В Half-Life 2 Вооруженные силы Альянса используют хедкрабов как биологическое оружие против Сопротивления. Для этого их размещают в специальных ракетах, которые при приземлении открываются и освобождают хедкрабов (повстанцы называют их краб-снаряды). Как правило, в одной ракете находится три обычных хедкраба, однако в Half-Life 2: Lost Coast в краб-снарядах находится по одному ядовитому хедкрабу. В большом количестве краб-снаряды очень эффективны, примером того может служить сплошь усеянный ими поселок Рэйвенхолм, в котором на момент прибытия Фримена существуют одни хедкрабы, зомбированные ими люди и единственный выживший человек — священник отец Григорий. Впрочем, эффективны они лишь для зачистки территории от «стреляющих врагов», так как солдаты Альянса всё равно будут вынуждены зачищать территории, полные зомби.
В Episode One становится ясно, что Альянс стал терять контроль над своим оружием, так как теперь заражению стали подвергаться и солдаты Альянса, показывая, что последствия обстрелов будут сказываться и на территории, контролируемой Комбайнами.
За кулисами
Первоначально должно было существовать устройство под названием "Кокон Большой Мамочки Альянса" ("Combine Big Momma Pod"), представляющее собой мешок гонарча и используемое Альянсом для получения большого количества хедкрабов с дальнейшим использованием их в крабснарядах. Их можно было встретить в шахтах Рейвенхолма. Однако в финальной версии оно было вырезано, так что становится непонятным, откуда Альянс брал хедкрабов.
Несмотря на то, что хедкрабов в Half-Life и его дополнениях можно найти плавающими и выживающими в воде, но не в токсичных и радиоактивных водах, в Half-Life 2 всё наоборот - хедкрабы спокойно находятся в токсичных водах, но погибают в обычной воде. Подобная устойчивость к опасным материалам передаётся и на их хозяев, когда зомби находятся в условиях, которые могли бы быть опасными для нормальных людей. Это может быть адаптация к условиям Земли, либо модификация, имеющая отношение к Альянсу.